В таблице приводятся 20 самых дорогих сигаретных брендов мира, а также три дополнительных позиции с марками, созданными в России и Украине, также попавшими в Топ-50 (это марки сигарет «LD», «Ява» и «Прилуки»). Из верхней двадцатки в России представлены 14 брендов. Шесть принадлежит Phillip Morris International, четыре – компании BAT, три – компании JTI и одна – южнокорейской KT&G (марка ESSE). Не все бренды дорожают одинаково. Если ограничиться только верхней двадцаткой, то общая стоимости входящих в неё марок компании Philip Morris International выросла с 2016 на 2017 год на 3969 млн.долл. США. На втором месте, с гигантским отрывом, - подорожавшая на 77 млн.долл. марка ESSE от KT&G, на третьем – прибавившие всего 61 млн.долл. четыре марки BAT. А динамика общей стоимости всех трёх брендов JTI («Camel», «Winston» и «Mevius») вообще отрицательная (-81 млн.долл), из-за сильно подешевевшей марки «Camel». Однако картина немного выравнивается при учете динамики Топ-50. В нижней части рейтинга у BAT дорожают известные в России «Lucky Strike» и «Viceroy», у JTI – марка «LD», а у PMI, напротив, такие позиции, как «Next» и «Virginia Slims», дешевеют (отрыв PMI, конечно, всё равно остается грандиозным).
В условиях повсеместных запретов рекламы сигарет, а также растущего числа точек продаж с закрытой выкладкой табачной продукции, должны расти продажи (и стоимость) самых сильных брендов. Так предсказывает классический маркетинг, так и происходит на самом деле, во всяком случае, в глобальном масштабе. Есть и исключения – те же «Camel» или «Kent». Сказываются и особенности ситуации на конкретных рынках.
В России, например, запредельные темпы роста акцизов оказывают более сильное влияние на динамику брендов, чем тотальный запрет, а расти могут объёмы у дешёвых и малоизвестных марок. Потребитель голосует кошельком, и гарантии качества, обеспечиваемые знаменитым брендом, оказываются не столь сильным для него аргументом.
О специальных исследованиях динамики объёмов или стоимости сигаретных брендов на российском рынке ничего не известно.
Ценность бренда (млн. долл. США) 2017 г.:
Рейтинг |
Бренд |
Права в РФ |
2017 |
2016 |
Динамика |
1 |
Marlboro |
ФМИ |
32471 |
29935 |
2536 |
2 |
Pall Mall |
ВАТ |
6427 |
6201 |
226 |
3 |
Camel |
ДжТИ |
5781 |
6182 |
-401 |
4 |
L&M |
ФМИ |
5481 |
5032 |
449 |
5 |
New Port |
нет в РФ |
5290 |
4968 |
|
6 |
Winston |
ДжТИ |
4406 |
4224 |
182 |
7 |
Sampoerna |
нет в РФ |
3813 |
2868 |
|
8 |
Gold Flake |
нет в РФ |
3535 |
3413 |
|
9 |
Copenhagen |
нет в РФ |
2766 |
2334 |
|
10 |
Mevius |
ДжТИ |
2740 |
2602 |
138 |
11 |
Parliament |
ФМИ |
2353 |
2075 |
278 |
12 |
Kent |
ВАТ |
2297 |
2332 |
-35 |
13 |
Gudang Garam |
нет в РФ |
2251 |
1854 |
|
14 |
Chesterfield |
ФМИ |
2249 |
1830 |
419 |
15 |
Dunhill |
ВАТ |
2231 |
2216 |
15 |
16 |
Grizzly |
нет в РФ |
2171 |
2066 |
|
17 |
Philip Mprris |
ФМИ |
1837 |
1605 |
232 |
18 |
Bond Street |
ФМИ |
1764 |
1709 |
55 |
19 |
Rothmans |
ВАТ |
1631 |
1776 |
-145 |
20 |
ESSE |
KT&G |
1517 |
1440 |
77 |
……. |
|
|
|
|
|
27 |
L-D |
ДжТИ |
991 |
865 |
126 |
……. |
|
|
|
|
|
46 |
Yava |
ВАТ |
461 |
- |
|
……. |
|
|
|
|
|
59 |
Pryluky |
ВАТ |
372 |
- |
|
Источник: независимое издание для табачной индустрии «Табачный магазин» №10-12 (187-189) октябрь-декабрь 2017.